Особенности взаимодействия с детьми с различным типом характера

ГУЗ "Центр медицинской профилактики"
департамента здравоохранения Краснодарского края

Особенности взаимодействия с детьми с различным типом характера.
Рекомендации тренерам и родителям

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический вред людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.) (Психологический словарь, 1997).

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Детерминанты агрессии: социальные (фрустрация, вербальное и физическое нападение, подстрекательство). Внешние (жара, шум, теснота, загрязненный воздух), индивидуальные (личность, установки, гендер).

Виды агрессии:

Физическая агрессия (физическое действие против кого-либо)

Раздражение (вспыльчивость, грубость)

Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.)

Косвенная агрессия: направленная (сплетни, злобные шутки);

ненаправленная крики в толпе, топанье и т.д.);

негативизм (оппозиционная манера поведения).

Критерии агрессивности (схема наблюдений за ребенком)

Ребенок:

1.Часто теряет контроль над собой.

2.Часто отказывается выполнять правила.

3.Часто спорит, ругается с взрослыми.

4.Часто специально раздражает людей.

5.Часто винит других в своих ошибках.

6.Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7.Часто завистлив, мстителен.

8.Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей, взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течении не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1.Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

2.Быть внимательным к потребностям и нуждам ребенка.

3.Наказания не должны унижать ребенка.

4.Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

5.Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6.Давать возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7.Развивать способность к эмпатии (сопереживанию).

8.Обучать способам распознавания собственного эмоционального состояния и окружающих сверстников и взрослых.

9.Расширять поведенческий репертуар ребенка.

10.Обучать навыкам адекватного реагирования в конфликтных ситуациях.

11.Учить брать ответственность на себя.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЕСКИВАНИЯ) ГНЕВ

1. Громко спеть любимую песенку.

2.Пометать дротики в мишень.

3.Попрыгать на скакалке.

4.спользуя "стаканчик для криков", высказать все свои отрицательные эмоции.

5.Пускать мыльные пузыри.

6. "Побомбить" пластмассовые игрушки в ванне, наполненной водой.

7.Устроить "бой" с боксерской грушей.

8.Пробежать несколько кругов вокруг дома.

9.Погоняться за кошкой (собакой).

10.Постирать белье.

11.Отжаться от пола максимальное количество раз.

12.Устроить соревнование "Кто громче крикнет", "Кто выше прыгнет", "Кто быстрее пробежит".

13.Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

14.Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачеркать рисунок.

15.Слепить из пластилина фигурку обидчика и сломать ее.

16.Полить цветы.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ.

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматриваются как личностное образование и (или) как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.

Часто смешивают понятие "тревога" и "тревожность". Однако это совсем неидентичные термины. Тревога – это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими проявлениями тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Однако существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.

Состояние тревоги не всегда можно расценивать как негативное состояние. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Так, убегая от преследователей, человек развивает скорость бега значительно выше, чем в обычном, спокойном состоянии.

Различают мобилизующую тревогу и расслабляющую.

Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще – во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте. Если родители постоянно пытаются решать все проблемы за ребенка, тем самым, убеждая его в беспомощности, то в дальнейшем, в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родители настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствия, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу.

Единичные, т.е. не часто возникающие, проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое получило название "тревожность".

Критерии определения тревожности

1.Постоянное беспокойство.

2.Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

3.Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

4.Нарушения сна.

5.Раздражительность.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Критерии определения страха разлуки.

1.Повторяющееся чрезмерное расстройство, печаль при расставании.

2.Постоянное чрезмерное беспокойство о потере, о том, что взрослому может быть плохо.

3.Постоянное чрезмерное беспокойство, что какое-либо событие приведет его к разлуке с семьей.

4.Постоянный отказ идти в детский сад.

5.Постоянный страх остаться одному.

6.Постоянный страх засыпать одному.

7.Постоянные ночные кошмары, в которых ребенок с кем-то разлучается.

8.Постоянные жалобы на недомогание: головную боль, боль в животе и др. (Дети, страдающие страхом расставания, и в самом деле могут заболеть, если много думают, о том, что их тревожит).

Если хотя бы три черты проявлялись в течение четырех недель, то можно предположить, что у ребенка действительно наблюдается этот вид страха.

Профилактика тревожности.

1.Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей

 Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай".

2.Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3.Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не смогут выполнить.

Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4.Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5.Если по каким – либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него студию, кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1.Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

2.Не сравнивайте ребенка с окружающими.

3.Чаще используйте телесный контакт, упражнения по релаксации.

4.Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

5.Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

6.Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

7.Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

8.Будьте последовательны в воспитании.

9.Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

10.Не унижайте ребенка, наказывая его.

11.Используйте наказание лишь в крайних случаях.

12.Хорошо бы иметь дома собственных животных: кошку, хомячка, собаку или попугайчика. Совместный уход за любимым питомцем поможет выстроить партнерские отношения в форме сотрудничества между родителями и ребенком.

13.Родителям тревожных детей будут полезны релаксационные упражнения. Выполнение этих упражнений совместно с детьми, способствует не только физическому расслаблению организма, но и укреплению доверительных отношений между взрослым и ребенком.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ

Аутизм рассматривается как искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью Ц.Н.С. ребенка.

Установлено, что аутизм выражается в снижении контактов ребенка с взрослым и сверстниками, и проявляется в его "погружении" в свой собственный мир.

Ряд авторов полагает, что "в формировании синдрома раннего детского аутизма значительная роль отведена хронической психотравмирующей ситуации, вызванной нарушением эффективной связи ребенка с матерью, холодностью последней, ее деспотическим давлением, парализующим эмоциональную сферу и активность ребенка" (Детский аутизм, СПб., 1997).

У детей страдающих аутизмом нередко могут отмечаться нарушения зрения, слуха, заболевания кожи, нарушения в суставах и костях, дисфункции височных долей, ствола головного мозга и мозжечка (Аутизм, Гилберт К., Питерс Т., 1998).

Основные клинические признаки аутизма:

1. Трудности коммуникации.

2. Побочные реакции на сенсорные раздражители.

3. Нарушения развития речи.

4. Стереотипность поведения.

5. Социальное взаимодействие.

В зависимости от характера степени проявления симптомов в настоящее время принято выделять 4 группы РДА. Данная классификация предложена О.С. Никольской.

1 группа. Детей отличает отрешенность от внешней среды, отсутствие потребности в контактах, им свойственна агрессивность, доходящая до патологии. Эти дети почти не владеют навыками самообслуживания, поэтому нуждаются в постоянной помощи и поддержке взрослых.

Они имеют наихудший прогноз развития.

2 группа. Детям свойственно отвержение внешней среды. Им характерны многочисленные страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Это самая многочисленная группа среди страдающих аутизмом детей.

Прогноз их развития более благоприятен: при соответствующей длительной коррекционной работе они могут обучаться даже в массовой школе.

3 группа. Для детей характерны отвлеченные интересы и фантазии. Их речь более развернута, уровень когнитивного развития более высок. Они менее зависимы от матери и в меньшей степени нуждаются в постоянном присутствии и надзоре взрослых. Уровень эмпатии, как правило, низок.

Прогноз развития достаточно благоприятен: при успешной коррекции эти дети также могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

4 группа. Сверхтормозимость – отличительная черта детей этой группы. Как правило, дети очень робкие, пугливые, особенно в контактах, часто неуверенны в себе. Они активно стремятся усвоить некий набор поведенческих штампов, который облегчает их адаптацию в коллективе.

Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают парциально одаренными. В их речи встречается меньше штампов, и она носит более спонтанный характер.

Прогноз развития этих детей еще более благоприятен. Они могут учиться в массовой школе, причем иногда даже без специальной подготовки.

В настоящее время коррекционная работа проводится в следующих направлениях:

1.Развитие ощущений и восприятия, зрительно – моторной координации.

2.Развитие навыков самообслуживания.

3.Развитие речи и коммуникативных склонностей.

Работа с аутичными детьми требует большого терпения от родителей и педагогов. На отработку одного навыка, например, застегивание пуговиц, может уйти достаточно много времени. Причем нет никакой гарантии в том, что полученный навык на каком-то этапе развития ребенка не будет утерян (это может быть связано как с отсутствием мотивации, так и со сложностью извлечения информации из долговременной памяти).

Взаимодействие с аутичным ребенком необходимо строить в зависимости от диагноза и реальных возможностей ребенка. Коррекционная работа должна вестись в нескольких направлениях одновременно, среди которых одно может оказаться приоритетным.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1.Соблюдайте режим дня ребенка. Составьте и напишите распорядок дня ребенка, повесьте его на видное место.

2.Формируйте стереотипы поведения ребенка в различных ситуациях:

  • выполняйте в строгой, заведенной раз и навсегда последовательности различные повседневные процедуры и режимы: одевание, кормление, приготовление ко сну, и т.д.; для этого можно отвести специальное место для складывания одежды, причем складывать ее надо всегда в одной и той же последовательности;
  • в ванной перед зеркалом можно разложить принадлежности для умывания;
  • в уголке для занятий или игр можно повесить схему расположения игрушек или предметов на столе и в столе.

3.Обучайте ребенка пользоваться пооперационными картами, схемами и т.д. Можно подобрать ряд игр по развитию навыков чтения пооперационных карт.

4.Старайтесь, чтобы ребенок получал яркие впечатления от произведений искусства (музыки, театра и т.д.). Организуйте совместное с ребенком прослушивание пластинок, просмотр телевизионных передач, поездки в цирк, музей и т.д.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

"Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью" (Психологический словарь, 1997, с.72).

Причины возникновения гиперактивности: патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность.

Клинические проявления синдрома дефицита внимания (СДВ) у детей

1.Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.

2.Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

3.Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.

4.Нетерпение, неумение ожидать своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе.

5.Неумение сосредоточится: на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6.Сложности при выполнении предложенных заданий.

7.С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.

8.Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.

9.Неумение играть тихо, спокойно.

10.Болтливость.

11.Мешает другим, пристает к окружающим.

12.Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13.Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома.

14.Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет приключений или острых ощущений.

Наличие у ребенка 8 из перечисленных 14 симптомов - СДВ.

Все проявления синдрома можно разделить на 3 группы:

а) признаки гиперактивности (симптомы N°1,2,9,10);

б) невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3,6-8,12,13);

в) импульсивности (симптомы 4,5,11,14).

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

1.Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи;

2.Избегайте повторений слов: "нет", "нельзя".

3.Говорите сдержанно, спокойно и мягко.

4.Давайте только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5.Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

6.Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

7.Поддерживайте четкий распорядок дня.

8.Избегать, по возможности, мест скопления людей (пребывание на рынках, в крупных магазинах).

9.Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

10.Оберегайте ребенка от переутомления.

11.Дывайте возможность расходовать избыточную энергию; полезна ежедневная физическая активность, занятия спортом. При этом большое значение имеет стиль преподавания тренера. Нежелателен авторитарный, жесткий стиль воспитания.

Желательно иногда общение один на один.

12.Полезны спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно, наедине поговорить с ребенком, узнать о его проблемах.

А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.

РЕКОМЕНДАЦИИ ТРЕНЕРУ, ПЕДАГОГУ

1.Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности.

2.По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с СДВ и поощрять его хорошее поведение.

3.Во время тренировок (занятий) ограничивать до минимума отвлекающие факторы.

Например, оптимальный выбор места за партой в центре класса напротив доски.

4.Учебные занятия строить по четко распланированному стереотипному распорядку.

5.На определенный отрезок времени давать только одно задание.

6.Дозировать выполнение большого задания и периодически контролировать ход работы над каждой из частей.

7.Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной разрядки: спортивные упражнения, физический труд.

8.Исключить авторитарный, жесткий стиль преподавания.

9.Если секцию посещает большое количество детей, они заняты только групповыми видами спорта (например, волейбол, футбол), желательно иметь возможность индивидуального общения (один на один).

Пациентам
Специалистам
Полезная информация