Влияние алкоголя на здоровье в подростковом возрасте

Алкоголь влияет на подростков не так, как на взрослого че­ловека. Характерным для подросткового возраста является то, что молодой мозг в возрасте до 20 лет отличается от мозга взрослого человека реакцией на полученную информацию. Молодой мозг создан для того, чтобы учиться. Он находится в стадии установления настоящих связей между нервными клетками. Алкоголь может нарушить эту функцию. Мозг обла­дает свойством изменяться и становиться более устойчивым к алкоголю при повторяющемся его употреблении. У под­ростков же эта устойчивость может быть очень низкой, по­этому и алкогольное воздействие иное, чем у взрослых. Прове­денные на животных опыты показывают, что у молодых особей алкоголь разрушает химические соединения в мозге, отвечающие за обучение, более резко, чем у взрослых живот­ных. Это происходит при минимальных дозах алкоголя, даже после однократного приема. Низкие дозы, которые не причи­няли вреда взрослым, нарушали возможность обучения у мо­лодых животных.

Проведенные исследования на молодых людях в возрасте от 20 до 29 лет показали, что при употреблении алкоголя способ­ность обучаться резко снижается. Алкоголь воздействует на мыс­лительные функции молодежи гораздо сильнее, чем взрослых. Мозг подростков более уязвим, высокая концентрация алко­голя не оказывает на него успокаивающего действия, вызыва­ет меньшую сонливость. Это означает, что подростки могут вы­пить больше, чем взрослые, так как функция мозга, обеспечивающая проявление сонливости, у них не реагирует. Отсутствие сонливости не означает, что алкоголь не снижает их физической активности, способности оценивать ситуацию и не нарушает координации движений. Действие алкоголя на подро­стка сильнее, чем на взрослого, и может сказаться на работе моз­га в будущем.

Подростка влечет к алкоголю не вкус спиртного, а его дейст­вие — состояние опьянения. При употреблении алкоголя впер­вые появляется ощущение прилива сил, возникает чувство довольства, поднимается настроение. При низкой степени опья­нения не появляются симптомы алкогольной интоксикации, нет потери самоконтроля. У подростка формируется убежде­ние, что прием алкоголя является закономерным явлением в жизни, но в неокрепшем организме формируется алкоголь­ная зависимость.

Побудительными мотивами этого являются:

1) алкогольное окружение (родители, сверстники и посторон­ние лица);

2)усиленное притязание на взрослость (прием алкоголя пред­ставляется признаком самостоятельности, взросления, му­жества);

3)популяризация алкогольных напитков в кино, на телевиде­нии, в рекламных изданиях;

4)примеры сверстников, поиски дворовых компаний с обяза­тельным распитием спиртных напитков;

 5) развитие под влиянием опеки родителей безволия, зависи­мости, безответственности, неподготовленности к жизни у внешне благополучных детей, боящихся преодолевать трудности, быстро поддающихся дурным влияниям;

6)особенности личности подростка, связанные с мозговой недостаточностью из-за неблагополучно протекавшей бере­менности, родовыми и черепно-мозговыми травмами, за­держкой физического и психического развития.

Похмельный синдром у подростков развивается через 1-3 года после начала систематического пьянства. Различают на­чальную фазу адаптации к спиртному, фазу усвоения стерео­типов алкогольного поведения, формирования психической зависимости и фазу физической зависимости от алкоголя.

У подростков алкоголь достаточно быстро становится не­обходимым компонентом обменных процессов. В результате появляется похмельный синдром, который проявляется вы­раженным желанием принять алкоголь, нарушением деятель­ности сердечно-сосудистой системы, головными болями, ухуд­шением сна, понижением настроения. В подростковом возрасте происходит скачок физического и психического развития. При неустойчивой нервной системе, несформировавшихся взглядах на жизнь подросток под влиянием алкоголя стано­вится восприимчивым к воздействию негативных примеров. Ранняя алкоголизация создает у подростка иллюзию деятель­ности, эмоциональности.

Употребление спиртного подростками в любой дозе рас­сматривается как патология и в любом случае приводит к ал­когольному отравлению. Факт приема алкоголя должен рас­сматриваться как злоупотребление. Передозировка алкоголя у подростков приводит к амнезии вследствие повреждения нервных клеток. Если опьянения у подростков неоднократ­ны, а амнезии длительные, это сказывается на уровне интел­лекта.

У подростков быстро теряется рвотный рефлекс, что по­вышает переносимость алкоголя, формирует влечение к не­му. Изменяются интересы и характер подростка, падает тяга к знаниям, повышается стремление любым способом достать деньги на выпивку. Он участвует в драках, грабежах, а из-за безнаказанности может формироваться противоправное пове­дение.

Чем раньше подросток начинает злоупотреблять спиртны­ми напитками, тем тяжелее протекает заболевание, может воз­никнуть злокачественная форма. Она характеризуется стреми­тельным формированием патологического влечения к алкоголю, отсутствием количественного контроля потребляемого алкого­ля, систематическими передозировками и последующими амнезиями. Чаще злокачественное течение алкоголизма отме­чается у детей с различными психическими заболеваниями. Ес­ли не принимать меры, эти подростки пополнят ряды попро­шаек, воров, бомжей.

ГБУЗ "Центр медицинской профилактики" министерства здравоохранения Краснодарского края.

Пациентам
Специалистам
Полезная информация